ГОСТ 22584-88 на ТАЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ КАНАТНУЮ (Выдержки):
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Тали должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР и «Правилами устройства электроустановок», утвержденными Государственным комитетом по энергетике и электрификации СССР, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2. Сварные несущие детали тали должны изготовляться из стали в соответствии с утвержденной документацией.
3. Допускается изготовлять несущие детали тали из алюминиевых сплавов и других материалов, обеспечивающих необходимую прочность тали, надежность и долговечность в работе.
4. Сварные швы тали должны удовлетворять следующим требованиям:
-иметь форму и размеры в соответствии с указанными на рабочих чертежах с учетом допусков по действующим стандартам на применяемый способ сварки;
-для угловых и тавровых соединений предельные отклонения катета шва не должны превышать + 2 мм для катета 3—б мм;
5. Наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь трещин, скоплений и цепочек пор и шлаковых включений. Допускаются отдельно расположенные поры и шлаковые включения максимальным размером 1,5 мм количестве не более трех на длине 150 см сварного шва;
не допускается подрезы основного металла более 0,5 мм, наплывы, незаваренные кратеры и прожоги, свищи.
Дефекты, превышающие указанные нормы, подлежат исправлению путем их удаления и повторной заварки.
6. Отливки из стали и чугуна для корпусов и крышек редукторов, канатного барабана и его фланцев должны быть подвергнуты старению.
7. В отливках из чугуна не допускаются:
на обрабатываемых поверхностях — отбел, трещины и спаи, превышающие по глубине припуск на механическую обработку;
на необрабатываемых поверхностях — отбел более 10 % толщины стенки и трещины.
8. Пороки в отливках из стали и чугуна, влияющие на прочность, могут быть исправлены заваркой способами, обеспечивающими механические показатели наплавленного металла не ниже механических показателей для основного металла. После заварки отливки должны быть подвергнуты термической обработке для снятия .внутренних напряжений.
9. В отливках после окончательной механической обработки допускаются без исправления мелкие дефекты, не снижающие прочность и не ухудшающие вид продукции.
10. Раковины, плены, трещины и волосовины на валах и осях не допускаются.
11. Детали после термической обработки не должны иметь трещин и пережога.
12. Шероховатость рабочих поверхностей тормозных дисков и шкивов должна быть Ra<1,25 мкм по ГОСТ 2789.
13. Твердость рабочих поверхностей катания ходовых колес тележек тали грузоподъемностью 0,25- 0,5 т должна быть 24,5 — 31,5 HRCЭ.
Твердость рабочих поверхностей катания ходовых колес тележек талей грузоподъемностью свыше 0,5 т должна быть 36,5 — 46,5 HRCЭ.
14. Крюки — по ГОСТ 6627 с предохранительными замками по ГОСТ 12840. На крюках до № 15 включительно гайка должна быть зафиксирована с помощью штифта.
15. Стальные грузовые канаты диаметром 6,3 мм и более должны содержать не менее 150 проволочек и иметь временное сопротивление разрыву не менее 1568 МПа (160 кгс/мм2). Технические требования на стальные канаты — по ГОСТ 3241.
16. Резьбовые крепежные детали тали должны быть предохранены от самоотвинчивания.
17. Просачивание масла через уплотнения, пробки и разъемы корпусов механизмов тали не допускается.
18. Оболочки тали, в которых заключены электроаппараты, клеммные наборы и вводы кабелей должны иметь степень защиты не ниже IP44, пост управления — не ниже IP30 по ГОСТ 14254.
19. Сопротивление изоляции проводов электрических цепей относительно корпуса тали должно быть не менее 0,5 МОм.
20. Таль в сборе должна быть окрашена в желтый цвет.
Лакокрасочные покрытия должны удовлетворять по внешнему виду V классу ГОСТ 9.032, по условиям эксплуатации — группе У2 ГОСТ 9.014.
21. Поверхности тали, подлежащие окраске, должны быть загрунтованы, а неровные наружные поверхности литых деталей зашпатлеваны.
22. Внутренние необработанные поверхности чугунных и стальных корпусов и крышек редукторов должны быть окрашены маслостойкой краской и соответствовать по внешнему виду VI классу ГОСТ 9.032, условиям эксплуатации — 6/1 ГОСТ 9.032.
23. Внутренние полости корпусов шкафов электрооборудования должны быть окрашены белой или цвета слоновой кости краской, а крышек шкафов электрооборудования — в красный цвет, при этом покрытие должно удовлетворять по внешнему виду VI классу ГОСТ 9.032, по условиям эксплуатации — группе У2 и УЗ ГОСТ 9.032.
24. На кожухе крюковой подвески тали в соответствии с ГОСТ 12.4.026 должны быть нанесены по желтому фону две черные полосы, предупреждающие об опасности, и цифрами указана грузоподъемность тали. Грузовой крюк тали должен быть окрашен в черный цвет.
25. Все обработанные, но не подлежащие окраске поверхности тали, должны быть покрыты тонким слоем смазки по ГОСТ 1033, ГОСТ 1957 или иметь защитное покрытие, кроме тормозной поверхности тормоза.
26. Каждая таль при испытании должна выдерживать статистическую нагрузку, превышающую номинальную грузоподъемность тали на 25 %, и динамическую нагрузку, превышающую номинальную грузоподъемность тали на 10 %.
27. Применяемое электрооборудование должно обеспечивать режимы работы механизмов тали не ниже:
-механизма подъема тали: ПВ=30 % и число включений в час 180 при односкоростном двигателе, ПВ — 30% и число включений в час 180 на основной скорости и ПВ=15% и число включений в час 180 на малой скорости при двухскоростном двигателе;
-механизма передвижения тали: ПВ = 40 % и число включений в час 60 на основной скорости и ПВ=20 % и число включений в час 120 на малой скорости.
28. Показатели надежности тали:
-установленный ресурс тали до первого капитального ремонта — 6300 ч,
-наработка на отказ — 250 ч.
-установленная безотказная наработка 750 ч.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Общие требования безопасности к конструкции тали — по ГОСТ 12.2.003.
2. Качество изготовления и условия эксплуатации тали должны обеспечивать безопасность работы в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора РФ.
3. Тали с двухскоростным механизмом передвижения должны быть снабжены тормозом на механизме передвижения.
4. Напряжение в цепи управления талью должно быть 42 В.
5. Работа тормозов должна быть проверена по коэффициенту запаса торможения в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора РФ.
6. Ограничители высоты подъема и опускания груза должны выключать электродвигатель механизма подъема тали при нахождении крюка в крайних верхнем и нижнем положениях. После остановки грузозахватного механизма при подъеме без груза зазор между грузозахватным механизмом и упором (элементом тали) должен быть не менее 50 мм.
Концевые выключатели, отключающие электродвигатель механизма передвижения тали, допускается не устанавливать.
7. Эквивалентный уровень звука тали не должен превышать 80 дБЛ.
МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ТАЛЕЙ
1. На видном месте тали должна быть укреплена фирменная табличка по ГОСТ 12971, содержащая:
-наименование или товарный знак предприятия-изготовителя тали;
-условное обозначение тали;
-номинальную грузоподъемность тали;
-продолжительность включения (ПВ %);
-скорость подъема;
-скорость передвижения;
-высоту подъема;
-номинальное напряжение тока;
-порядковый номер тали;
-месяц и год выпуска тали.
2. На крышке шкафа электроаппаратуры или клеммной коробки тали должна быть нанесена черной краской степень защиты «IР44» по ГОСТ 14254, шрифт 16 ПрЗ по ГОСТ 26.020.
3. Консервация талей — по категории условий хранения и транспортирования С ГОСТ 9.014. Срок действия консервации тали — не менее 12 мес.
4. Каждая таль должна быть упакована в деревянный ящик, изготовленный по ГОСТ 2991 или 10198 или специальную многооборотную металлическую или деревянную тару.
Перед упаковкой тали канат во избежание расслабления намотки должен быть закреплен на барабане.
Внутри ящика таль должна быть закреплена от перемещения при транспортировании. Тали грузоподъемностью 0,25 и 0,5 т допускается упаковывать в комбинированные ящики из массивной древесины и древесноволокнистых плит по ГОСТ 4598.
5. Запасные части и прилагаемая к тали документация должны быть упакованы раздельно в водонепроницаемый материал и уложены в ящик с талью.
6. Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192.
7. Транспортирование тали — по группе условий хранения 7 (Ж1) ГОСТ 15150.
Допускается транспортирование по группе условий хранения 2 (С) ГОСТ 15150 при условии соблюдения требований п. 3.3 ГОСТ 9.014.
8. Хранение — по группе условий хранения 2 (С) ГОСТ 15150.
9. Не допускается хранить упакованные тали в помещениях, содержащих в окружающем воздухе пары кислот, щелочей к другие агрессивные вещества в концентрациях, разрушающих металл и электроизоляцию.
ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
1. Изготовитель гарантирует соответствие тали требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
2. Гарантийный срок эксплуатации тали — 24 мес со дня ввода тали в эксплуатацию, но не более 30 мес. со дня отгрузки.
Указанный срок не распространяется на грузовые канаты.
Грузоподъемность талей в зависимости от группы режима работы
Группа режима работы по ГОСТ 25835
|
3М
|
4М
|
5М
|
250
|
200
|
160
|
500
|
400
|
320
|
1000
|
800
|
630
|
2000
|
1600
|
1250
|
3200
|
2500
|
2000
|
5000
|
4000
|
3200
|
8000
|
6300
|
5000
|